ART and Photo - искусство: живопись и профессиональное фото
>> Школа живописи Михаила Сатарова! Взрослые и детские группы >>
art and photo - искусство,  живопись, художники, прикладное искусство, скульптура, графика, рисунки в жанрах пейзаж, портрет, ню, натюрморт, фэнтази
art and photo - искусство,  живопись, художники, прикладное искусство, скульптура, графика, рисунки в жанрах пейзаж, портрет, ню, натюрморт, фэнтази Art and Photo Искусство и фотография Art and photo -  фото,  фотографы. Жанры: природа, модели,  чёрно белое фото, море, макро, гламур и др.
Art and photo -  фото,  фотографы. Жанры: природа, модели,  чёрно белое фото, море, макро, гламур и др.
art and photo - искусство,  живопись, художники, прикладное искусство, скульптура, графика, рисунки,  пейзаж, портрет, ню, натюрморт, фэнтази
Живопись:
  • Современные художники
  • Художники прошлого

  • Другие ART-галереи
  • Скульптура
  • Прикладное искусство
  • Графика
    Другое
  • Регистрация
  • Прислать работу
  • Личный кабинет
  • Прислать статью
  • Статьи по искусству


  • Партнёрские проекты:
  • Фрески


  • Поиск иллюстраций:






    Как создаётся эффект 3D?




    ШИРОКИЙ ВЗГЛЯД. ПАНОРАМЫ МИРА

    Панорама. В простейшем случае это обрезанный по верхнему и нижнему краю кадр. Реже — вертикальный снимок с узкими боковыми краями. Но, как правило, панорамой называется сшивка нескольких обычных кадров в один большой. При этом процесс „склеивания“ начинается не с момента обработки, а с момента съемки…

    Своим опытом построения панорам делится известный фотограф Юрий Афанасьев.

    Сердце бешено стуча, готово выпрыгнуть из груди. Легкие устали прокачивать декалитры кислорода. Лямки многокилограммового рюкзака с аппаратурой врезаются в онемевшие от тяжести плечи. Штатив, плавно раскачиваясь в такт шагам, больно колотит по бедру. 2999-я, 3000-я, 3001-я, ... ступень. На исходе 4-й час подъема на “Пик Адама”, гору на острове Шри-Ланка.

    Время от времени встречаются люди, не выдержавшие испытания подъемом: понуро опустив головы, они медленно бредут вниз. Остальные надеются до восхода солнца успеть к вершине горы. Оттуда, со стен буддийского храма, они увидят рождение нового дня. Те, кто уже побывал на вершине, сравнивают это незабываемое зрелище с началом новой жизни. Тем более, что к нему добавляется благословение монахов, после которого можно жить долго и счастливо в согласии с собой и природой. По преданию, каждый человек хоть раз в жизни должен побывать в этом святом месте. Только здесь он поймет, как боги видят нашу грешную землю с небес...

    Тучи сгущаются над головой. Постепенно начинает брезжить рассвет. В тусклом свете зарождающегося дня видно, что часть облаков осталась далеко внизу. 3306-я ступень. Все. Кажется, мы дошли.

    До восхода солнца осталось четверть часа. На вершине амфитеатром расположены возвышающиеся ступени, ориентированные так, чтобы взгляд сидящего был направлен на восходящее светило. Все места заняты, но начавшийся дождь сгоняет сидевших людей под навес, а мы с супругой, накрывшись пленкой, занимаем освободившиеся места. Ощущение счастья от успешно достигнутой цели сменяется разочарованием, когда мы догадываемся, что восход, конечно, состоится, но видно его не будет. За двадцать минут восхода солнце так и не смогло пробить дождевую тучу, нависшую над соседней горой. Все! На вершине с каждой минутой становится все свободнее. Люди, осознав, что проделанный ими маршрут был напрасен, печально покидают святое место…

    И видит око…

    День прибывал, и „поднимающийся” свет обещал новые интересные сюжеты. В отличие от всех взошедших в этот день на вершину, мы были единственными, кто шел туда с фототехникой — за новыми эмоциями и, возможно, красивыми видами. Еще полчаса ожидания подтвердили, что проделанный маршрут не был для нас напрасным. С каждой минутой восходящее солнце все яростнее прожигало закрывающие его облака, освобождая землю от ватного покрывала. Мы стояли на вершине, превозносившей нас над другими пиками, находящимися в отдалении под нами. Окружающие нас горы были наполовину укутаны облаками, сквозь просветы в них проглядывала синева долин.

    От открывшейся взору панорамы перехватило дух. Руки сами потянулись к аппаратуре — отвязали штатив, установили на него камеру. Я с жадностью прильнул к видоискателю, но вдруг мне открылась горькая правда: вырезанный из реальности кадр с соотношением два к трем, не несет никакой изобразительной информации об окружающем пейзаже. Несмотря на это, все мое существо отказывалось верить происходящему. Попытки установки широкоугольных объективов давали возможность захватить более широкую часть реальности, но при этом горы, стоящие в отдалении, превращались в видоискателе камеры в игрушечные холмики. Обрезанное изображение полностью теряло свое величие. С телеобъективом горы казались массивнее, но окружающий нас пейзаж становился настолько узким, что представление о снимаемом объекте сводилось на „нет“. Впервые до меня по-настоящему дошел смысл выражения: „И видит око, да зуб неймет…“ — из всем известной басни Крылова. А сложившаяся ситуация заставила переосмыслить накопленные годами знания.

    Два пути

    Здоровый человек имеет бинокулярное, панорамное, стереоскопическое зрение. При этом ширина угла охвата достаточно велика и у разных людей составляет от 170 до 180 градусов. Человек видит картинку с разной резкостью по всей ширине. При прямом взгляде, в середине она более четкая, а по краям размыта. Но нужно помнить следующее — человеческий глаз, обладает способностью „“сканировать“ пространство, и поэтому объект, привлекающий внимание смотрящего, кажется максимально резким. Глаз движется очень быстро, и благодаря этому мы ясно воспринимаем всю картину в целом. Фотокамера „видит“ пространство иначе. Поэтому единственным выходом из создавшейся ситуации является съемка панорамы. Вывод прост и очевиден, но что же делать фотографу? Есть два пути решения этой задачи.

    Первый путь — это панорамная камера. Здорово, когда она есть. Но ее наличие не всегда решает поставленную задачу, т.к. установленные на панорамных камерах объективы в основном являются сильными широкоугольниками. На настоящий момент времени появились некоторые виды „сканирующих“ панорамных камер со сменной оптикой, но арсенал доступных длиннофокусных объективов ограничен совсем легкими телевиками. Кроме того, „сканирующие“ панорамные камеры обладают рядом специфических особенностей. Проявляются эти особенности в случаях работы затвора камеры на длинных выдержках, когда направление сканирования совпадает с движущимся в кадре объектом, или при „режимной“ съемке: здесь движение затвора противоположно движущемуся в кадре светящемуся объекту. Особенно хорошо это заметно при ночной съемке с попадающими в кадр светящимися объектами. В результате мы видим, что движущиеся предметы либо исчезли совсем, либо „размазались“ по кадру и приобрели вид жутких артефактов, над удалением которых придется потрудиться в „Фотошопе“.

     

    Панорамные камеры с постоянным соотношением кадра страдают теми же проблемами, что и обыкновенные. Не всегда постоянное соотношение кадра 1:2 или 1:3 являются достаточным для осучествления задуманного проекта. Сложности возникают и при использовании сменной оптики. Фокус сменных объективов панорамных камер находится в широкоугольной области. Максимально длиннофокусные объективы для этого типа камер не дотягивают даже до „штатников“. К тому же, фотографу придется помучаться с резко увеличившимися габаритами и весом фотосумки.

     

    Второй путь — это съемка панорамы традиционной камерой. Одним из главных достоинств этого способа является тот факт, что нам не нужно покупать дополнительное оборудование. Панорама может иметь задуманное автором соотношение сторон. Для панорамирования можно использовать все объективы, имеющиеся в арсенале фотографа — от супер-широкоугольного, до мощного телевика. При этом, не меняется вес размер и кофра. Минусы этого подхода при традиционном методе следующие: сразу после съемки мы имеем несколько „сырых“ кадров. Для получения готового изображения необходима компьютерная обработка. После сканирования материала, вы потратите много компьютерного времени на совмещение базовых точек каждого кадра композиции. Причина тому —  нарушение установочных углов при сканировании слайда. Так же значительной проблемой при съемке становится установка уровня штатива и камеры по отношению к горизонту. В связи с тем, что на профессиональном фотографическом рынке отсутствуют быстросъемные адаптеры с панорамирующим эффектом, фотограф вынужден тратить время на поиск абсолютно перпендикулярного положения центральной колонны штатива и самой камеры по отношению к линии горизонта. В противном случае, камеру может „увести“ либо вверх, либо вниз. Этот эффект особенно заметен при съемке сильными телевиками.

    Третий путь

    К сожалению, на тот момент у меня не было необходимого оборудования, чтобы воспользоваться хотя бы одним из вышеописанных способов. Пришлось использовать третий путь, запечатлеть этот незабываемый образ в памяти, „пощелкать“ для самоуспокоения окружающий пейзаж и бежать вниз за новыми впечатлениями.

    В работах и заботах прошло время. Я решил больше не снимать узкой камерой, т.к. получаемый результат в полиграфии можно было растянуть, только до формата А3, несмотря на то, что все снималось на низкочувствительный слайд 50 ISO. На смену узкому, пришел средний формат, с оптикой от 35 до 750 мм, для формата 6х7.

    Однажды в Марокко мне довелось увидеть „янтарные“ горы. При низком солнце уходящего дня плывущие по небу тяжелые тучи практически касались вершин. Частично закрывая солнце, они бросали резко очерченные тени на близлежащие холмы, что делало видимую панораму еще более фактурной. С одной стороны, облака подсвечивались теплыми лучами уходящего солнца, а с другой — впитывали в себя синеву вечернего неба. Вдали, сквозь пелену моросящего дождя, виднелись залитые солнцем дальние холмы...

    В связи с переходом на широкую камеру вес рюкзака со штативом и разными фотографическими принадлежностями вырос до 25 кг. Поэтому, как вы, наверное, уже догадались, мною был выбран 2-й способ панорамной съемки: с использованием обычной камеры. Перед этим мне пришлось покорпеть над чертежами и соорудить быстросъемный адаптер для камеры с функцией панорамирования. Это приспособление избавило меня от необходимости устанавливать штатив перпендикулярно горизонту. Тем более, что в природе, на неровной поверхности, сделать это достаточно сложно. Теперь моя подготовка к съемке сводилась к приведению штатива в устойчивое положение. А с помощью шаровой головки и центрального уровня, (шарик воздуха посередине), закрепленного строго перпендикулярно пленке, быстро находилось корректное положение камеры и производилась съемка. В случае вышеописанной панорамы использовался длиннофокусный объектив 200 мм.

    Кстати, никакой панорамной камеры с объективом подобного фокуса не было и нет. Отснятый, отсканированный материал нуждался в дальнейшей обработке, а у всех доступных в тот момент компьютеров была маленькая оперативная память, поэтому сборка панорамы заняла три дня плотного сидения перед монитором. Напечатанная работа имела размеры 0,42 х 1,2 метра и никого не оставляла равнодушным. Разглядывавшие ее люди получали возможность бегать по ней глазами, фокусируясь на интересующих их объектах.

    Цифровой путь

    Прошли годы. Цифровая технология сменила аналоговую. За фантастически короткое время, из „цифровой дагерротипии“, она превратилась в полноценное средство фиксации событий, с огромным рядом неоспоримых преимуществ по отношению к традиционному способу. Максимальный формат для полиграфии с малоформатного носителя, переместился из формата А3, в случае аналогового изображения, в формат В0 в случае цифрового. Подобные изменения в лучшую сторону коснулись и панорамного направления. На новом витке эволюци цифровые камеры „узкопленочного“ формата вытеснили со съемочных площадок своих „среднеформатных“ аналоговых собратьев. В связи с отпавшей необходимостью в сканировании, вся оцифрованная реальность имела абсолютно одинаковые углы вертикали кадра по отношению к горизонту. Отпала необходимость тратить огромное количество времени на поиск и регулировку этих углов на экране монитора. Резко „поумневшие“ за это время компьютеры, давали возможность не ждать часами расчетов по дисторции изображения. Новые технологии коснулись и печати. Появились струйные принтеры, изначально рассчитанные на цифровую технологию. Качество печати которых с каждым годом неуклонно растет, но цена все еще остается достаточно высокой. Претерпели кардинальную модификацию печатные аппараты применяющие традиционную технологию. Им пришлось освоить цифровой способ печати,  на обычных фотоматериалах. К счастью, в Москве уже есть современные лаборатории, оборудованные по последнему слову техники, способные выполнить нестандартную печать и оформление работ. Одной из таких лабораторий является MAXILAB. Как только разговор заходит о печати нестандартных панорам, а именно такие снимки получаются при использовании 2-го вышеописанного метода панорамирования, вам придется искать лабораторию, где это смогут  соответствующим образом напечатать и оформить. Предположим, вам нужно изготовить панораму вечернего города со светящимися огнями, с нестандартными пропорциями, в светящемся коробе, на материале типа Duratrans. Можете не искать — вам поможет MAXILAB.

    После прихода „цифры“ энергозатраты на производство панорамной фотографии резко снизились. Во-первых, появилась бесценная возможность контроля экспозиции. Теперь нам не нужно делать множество точечных замеров экспонометром и в итоге рассчитывать экспозицию „на глаз“. На гистограмме снимка можно увидеть, как объект будет засвечивать матрицу в процессе панорамирования. Кроме того, чтобы впоследствии узнать, с какими экспозиционными параметрами сделан тот или иной кадр, совершенно не нужно мучительно вспоминать или заглядывать в блокнотик с записанными от руки данными. Достаточно просто заглянуть в EXIF профайл интересующего изображения.

    Тайские зарисовки

    Сезон дождей постепенно отступает, отдавая свои „права“ хорошей погоде. Преобладают солнечные дни, но время от времени непогода дает о себе знать. Мы едем на машине вдоль побережья Индийского океана. Радостно светит солнце, по небу летят легкие, ничего не предвещающие облака. Слева, на горе, мы замечаем какое-то деревянное строение, похожее на ресторан. Бросаем машину на обочине и стремимся вверх к увиденной цели. Оттуда, по нашим предположениям, должен открыться вид на залив. Около 40 минут уходит на крутой подъем: дороги здесь нет, мы продираемся сквозь джунгли. Нас встречает заброшенное строение. Видимо, когда-то оно действительно было харчевней. С его балкона, как мы и предполагали, открывается захватывающий вид . Я успеваю отметить, что за время нашего подъема „небесная обстановка“ поменялась коренным образом. Почти безоблачное небо осталось справа, а слева, откуда ни возьмись, появилась огромная черная дождевая туча, которая на моих глазах разродилась проливным дождем. Подобной съемочной ситуации в своей жизни я не встречал ни до, ни после. Чтобы торчащие снизу верхушки деревьев не попали в кадр, я вскочил на  лавку. Две ножки штатива встали на угол высоких перил, а третью я упер в поверхность лавки. Быстро сделав два контрольных снимка, один по туче, другой по чистому небу, и посмотрев гистограммы, я перевел камеру в ручной экспозиционный режим и произвел серию снимков, каждый раз сдвигая фотоаппарат на нужный угол.

    После этого случая, в моей жизни было много ситуаций, при которых для съемки панорам использовались объективы фокусом от 12 до 500 мм. Все они давали возможность посмотреть на наш красочный мир широко открытыми глазами. Панорамная фотография — это идеальный материал для оформления интерьеров. Причем, никто не утверждает, что она должна быть только горизонтальной. Вертикальная панорама — это замечательный декоративный заполнитель узких проемов, когда на месте голой, невыразительной стены, может появиться „частица“ вашего широкого взгляда на многообразный и изменчивый мир.

     

    Юрий Афанасьев

    http://www.afanasiev-photo.ru/

    Art and photo -  фото,  фотографы. Жанры: природа, модели,  чёрно белое фото, море, макро, гламур и др.
     
    Фото:
  • Современные фотографы
  • Фото ретро

  • Графика
  • Компьютерная графика
  • 3D-моделирование
  • Другое

  • Другое
  • Регистрация
  • Прислать работу
  • Личный кабинет
  • Прислать статью
  • Статьи по фото


  • Партнёрские проекты:
  • Фото форум


  • Поиск фото:










    art and photo - искусство,  живопись, художники, прикладное искусство, скульптура, графика, рисунки,  пейзаж, портрет, ню, натюрморт, фэнтази Art and photo -  фото,  фотографы. Жанры: природа, модели,  чёрно белое фото, море, макро, гламур и др.
    art and photo - искусство,  живопись, художники, прикладное искусство, скульптура, графика, рисунки,  пейзаж, портрет, ню, натюрморт, фэнтази
    art and photo - искусство,  живопись, художники, прикладное искусство, скульптура, графика, рисунки,  пейзаж, портрет, ню, натюрморт, фэнтази Art and photo -  фото,  фотографы. Жанры: природа, модели,  чёрно белое фото, море, макро, гламур и др.

    [о проекте]    [реклама на сайте]    [контакты]

    art and photo - искусство,  живопись, художники, прикладное искусство, скульптура, графика, рисунки,  пейзаж, портрет, ню, натюрморт, фэнтази Art and photo -  фото,  фотографы. Жанры: природа, модели,  чёрно белое фото, море, макро, гламур и др.
    Art and photo -  фото,  фотографы. Жанры: природа, модели,  чёрно белое фото, море, макро, гламур и др.
    Искусство, живопись и фото: на сайте представлены галереи картин и фотографий художников и профессиональных фотографов.
    Жанры: Пейзаж, портрет, ню, природа, модели, реклама, панорамы, чёрно белое фото, море, фэнтази, натюрморт, макро, авто, гламур, фото свадеб и др.


    ©Art and Photo Искусство, живопись и профессиональное фото и картины художников.
    ART and Photo - искусство: живопись и профессиональное фото